

Закупки в условиях военного положения
Закупки в особенно сложных условиях, спровоцированных русским военным вторжением. Дополнительно для осуществления закупок в условиях военного положения КМУ было принято Постановление от 28.02.2022 г. №169.
Закупки в условиях военного положения
В особенности сложные условия, спровоцированные русским военным вторжением, вызвали и временные изменения в сфере закупок. Дополнительно для осуществления закупок в условиях военного положения КМУ было принято Постановление от 28.02.2022 г. №169.Главное о закупках в условиях военного положения
Каждый заказчик может сейчас заключить прямой договор с допороговыми ценовыми пределами (до 200 тыс. грн для товаров и услуг, до 1,5 млн грн – для работ), если существует неотложная потребность . Например, можно воспользоваться абзацем 2 пункта 3 части 7 статьи 3 Закона Украины «О публичных закупках»: 3) если существует настоятельная потребность в осуществлении закупки в связи с: возникновением объективных обстоятельств, исключающих соблюдение заказчиками сроков для проведения упрощенной закупки;
Заключение прямого договора с надпороговыми ценовыми пределами (от 200 тыс. грн для товаров и услуг, от 1,5 млн грн – для работ) возможно по перечню и объемам закупок товаров, работ и услуг (ТРП), установленных: 1. решением государственных заказчиков в сфере обороны для гарантированного обеспечения потребностей безопасности и обороны Украины 2. другим заказчикам следует дождаться решения органа управления госимуществом об установлении перечня и объемов закупок необходимых ТРП.
В органы управления госимуществом входит и Кабинет Министров Украины, уже утвердивший распоряжение от 24 февраля 2022 г. № 181-р «Вопрос введения и обеспечения осуществления мер правового режима военного положения в Украине», которым утвержден План внедрения и обеспечения мер осуществления правового режима военного состояния в Украине.
Согласно Плану, пункты 21 и 22 не только разрешают, но и обязывают ответственные органы (военное командование, военные администрации, совет обороны соответствующего региона, местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления) осуществлять закупки товаров, работ и услуг для обеспечения нужд безопасности и обороны
Наименование меры правового режима военного положения | Срок выполнения | Орган, ответственный за введение мероприятия по закону | Органы, привлекаемые к осуществлению мероприятия | |
21. | Определение и выполнение первоочередных мер подготовки территории соответствующих административно-территориальных единиц к обороне в особый период | на время введения военного положения | военное командование
военные администрации (в случае образования) или совет обороны соответствующего региона местные органы исполнительной власти органы местного самоуправления |
центральные органы исполнительной власти |
22. | Обеспечение в случае необходимости привлечения субъектов хозяйствования по производству лекарственных средств, оптовой и розничной торговли лекарственными средствами, импорта лекарственных средств к оперативному удовлетворению потребностей Вооруженных Сил, других военных формирований в лекарственных средствах и медицинских изделиях на время введения военного состояния | на время введения военного положения по предложению военного командования | совет обороны соответствующего региона или военные администрации (в случае образования)
военное командование |
МОЗ
Госликслужба центральные и местные органы исполнительной власти органы местного самоуправления |
После заключения прямого договора не забывайте публиковать его в системе в течение пяти рабочих дней, иначе договор будет считаться недействительным. Срок публикации может продлиться из-за ненадлежащего функционирования электронной системы закупок, которое должно подтвердиться ее администратором, а именно ДП «Прозорро».
Постановление КМУ от 28.02.2022 №169
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫВозможные изменения в ближайшем будущем
В Верховную Раду Украины для ознакомления уже предоставлен законопроект №7109 , позволяющий ответственным органам проводить упрощенные закупки без ценовых ограничений, то есть свыше 200 тыс. грн для товаров и услуг, 1,5+ млн грн – для работ по стратегически важным предметам закупок.
Список стратегически важных предметов закупки:
- средства индивидуальной бронезащиты (бронежилеты разных типов и видов, шлемы (каски) разных типов и видов, комплекты защиты для рук и ног, очки и т.д.)
- горюче-смазочные материалы
- продовольствие
- вещевое имущество
- имущество связи
- медицинское имущество (подконтрольные лекарственные средства, кровезаменители и растворы для инфузий, аптечки медицинские общевойсковые/групповые и их комплектующие, анатоксины, сыворотки, вакцины, антибиотики, перевязочные средства, гидрогелевые повязки, средства иммобилизации и эвакуации раненых, металл .
Выводы
Если будут приняты возможные изменения в Закон, ответственные органы в надпорогах будут иметь два варианта для закупки стратегически важных предметов, предусмотренных законопроектом:
- прямой договор - соответственно Постановлению №169
- упрощенная закупка – в соответствии с законопроектом №7109.
Остальные заказчики смогут заключать прямые договоры в допороговых закупках – пользуясь абз. 2 п.3 ч.7 ст.3 Закона, а в сверхпороговых – ждать решения органов по управлению госимуществом для закупки критически важных предметов закупок.
Во всех других случаях они должны проводить закупки согласно актуальной редакции Закона «О публичных закупках», то есть с использованием конкурентных процедур.
Напоминаем, что заказчики могут осуществлять переговорные процедуры закупок для сверхпорогов:
- если у заказчика возникла настоятельная необходимость осуществить закупку в случае возникновения особых экономических или социальных обстоятельств, связанных с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, исключающих соблюдение заказчиком сроков для проведения тендера
- осуществление закупки товаров, работ и услуг для обеспечения потребностей обороны во время действия правового режима военного положения в Украине или отдельных ее местностях заказчиками, определенными в Законе Украины "Об оборонных закупках".