

Основные формы проведения коммерческого тендера
В отличие от государственных тендеров, коммерческие отличаются большей открытостью. Ведь частные заказчики заинтересованы в привлечении большего числа участников.
Формы коммерческих тендеров
Все коммерческие (частные) и государственные тендеры подразделяются на такие группы:
- открытые и закрытые;
- состоящие из одного или нескольких этапов;
- конкурсы, аукционы или запрос котировок;
- те, которые могут или не могут проводиться с одним участником.
Закрытые коммерческие торги проводятся в виде подачи заказчику ценового предложения. Такие торги проводятся при сохранении полной конфиденциальности и секретности на стадиях раскрытия конкурсных предложений и ознакомления с ними. Участники не получают информацию о том, какие предложения были сделаны конкурентами. Также конфиденциально объявляется и о результатах торгов. Каждому участнику рассылается по указанным в заявках адресам результаты торгов (выиграл ли он или проиграл).
Открытые тендеры проводятся публично: вся поступившая информация от участников не является секретной и может быть раскрыта общественности. Раскрытие поступивших предложений от участников производится на общем собрании, о проведении которого заранее объявляется. После рассмотрения предложений и их оценки тендерная комиссия заказчика составляет и официально опубликовывает протокол с указанием рейтинга (баллов) каждого предложения.
Процедура многоэтапного коммерческого тендера
Наиболее востребованными среди частных заказчиков (особенно крупных предприятий) являются закупки, проводимые в несколько этапов. Многоэтапные коммерческие тендеры проводятся по следующей схеме:
- На I-ом этапе конкурсного отбора оцениваются квалификационные данные каждого участника. Это происходит путем рассылки выбранным раннее потенциальным поставщикам запросов, в которых содержится предложение принять участие в торгах. Заказчику необходимо дождаться подтверждения о согласии поставщика принять участие в торгах. Техническое задание и условия конкурса предоставляются участнику лишь после заполнения анкеты и отправки заказчику подтверждающих квалификацию документов (их перечень обычно указывается в направленном запросе). Как правило, все эти документы передаются заказчику в отсканированном виде на его электронную почту. На этом этапе происходит первый отсев участников.
- на II-ом этапе конкурса участникам высылается техническое задание, формы для заполнения ценовых предложений и инструкции по их заполнению. На этом этапе заказчик выбирает тех участников, чьи ценовые предложения являются наиболее привлекательными. Прошедшие отбор участники приглашаются для ведения переговоров.
- на III-ем этапе конкурса представители приглашенных участников уведомляются обо всех поступивших ценовых предложениях. Им дается время для того, чтобы сформировать свое окончательное предложение. Победителем становится тот участник, который предложил максимально низкую цену.
Другие формы торгов
Основным отличием аукциона от конкурса является то, что заказчик при выборе победителя в аукционной форме торгов отдает предпочтение тому, кто предлагает самую низкую цену, при этом процедура проведения конкурса может быть упрощена. При проведении конкурса выбор основывается не только на цене предложения, а оцениваются также и квалификационные характеристики участника. Оценка производится по балльной системе, при этом участники заранее уведомляются о критериях оценки и весе каждого показателя.
Форма запроса котировок используется при проведении небольшого по бюджету конкурса, при этом сроки на его проведение, как правило, очень ограничены. Отличительной чертой запроса котировок является минимальное количество форм, которые должен заполнить и предоставить участник.